Как сделать смотровую яму в гараже

Значительно упростить процесс эксплуатации автомобиля поможет смотровая яма в гараже. Провести техническое обслуживание, заменить масло, выполнить мелкий ремонт гораздо проще, если есть доступ к дну кузова. Это углубление служит для удобства автолюбителя и позволяет реже пользоваться услугами автосервиса.

Этап планирования

Идеально, если яма распланирована при строительстве гаража. Это поможет избежать ряда проблем:

  • Неподходящая конструкция фундамента;
  • Отсутствие специальной системы для оттока грунтовых вод;
  • Значительный объем работы;
  • Недостаточные габариты гаража;

Несмотря на все сложности, в уже построенном гараже оборудовать смотровую яму вполне возможно. В статье подробно рассмотрены все нюансы процесса.

Справка

При наличии большого гаража, стоянку автомобиля лучше расположить в отдалении от ямы. Это защитит днище от конденсата.

Размеры

Выбор габаритов будущего сооружения – дело индивидуальное, и складывается из нескольких параметров:

  1. Высота – рекомендовано прибавлять к росту владельца 15-20 см. Так вы не будете задевать головой нижнюю часть кузова. При необходимости сократить высоту можно с помощью деревянных поддонов;
  2. Ширина – зависит от ширины автомобиля и габаритов гаража. Колеса должны иметь место для маневра, а вам должно быть комфортно двигаться. Стандартное значение этого параметра для негабаритного автомобиля – от 80 см;
  3. Длина – к размеру машины нужно прибавить 1 метр. Это комфортное значение. Не всегда размеры помещения позволяют его достичь. Тогда яму делают в два раза меньше, и подгоняют автомобиль тем концом, который собираются ремонтировать;

По конфигурации яму смещают к стене, чтобы оставить пространство под склад. От края ямы до ближней стены расстояние не должно быть меньше 100 см.

Важно!

При составлении плана учитывайте дополнительные габариты на стены и высоту бетонного пола.

Материалы для постройки ямы

Составляя смету на строительство, делайте запас материалов в 10-15% от расчетного. Для строительства смотрового углубления потребуются:

  • Бетон и наполнители (щебень, песок) для замешивания раствора. Применение бетона особенно актуально на грунте с поверхностным залеганием вод;
  • Деревянный брус 30х30 для каркаса, и ошкуренные доски толщиной 4-5 см для крышки;
  • Армированная сетка толщиной 5-6 мм или прут для вязки каркаса и укрепления стен;
  • Гидроизолирующие материалы: полиэтиленовая пленка, битум, рубероид, мастика. Выбор изолята осуществляется исходя из бюджета;
  • Металлические уголки 50х50 для колесоотбойника и фиксации периметра ямы;
  • Полимерные трубы диаметром от 10 см – для вентиляции;
  • Кирпич или бетонные блоки – для стен. На сухом месте целесообразно использовать кирпич, а при близости грунтовых вод – блоки;
  • Плиты пенополистирола – для утепления;

Способы гидроизоляции

Существует метод внешней и внутренней гидроизоляции.

Внешняя – монтируется только на первичном строительстве. Для этого метода можно использовать листы рубероида или полимерные мембраны, располагая их внахлест на стенах и полу котлована.

Внутренняя – чаще всего заключается в пропитке стен специальным составом (для бассейнов).

На дно трамбуется подушка из гравия, для уплотнения пола. Сверху укладывается армированная сетка и производится быстрая заливка бетоном. Толщина заливки 7-8 см. Это обеспечит надежный уровень гидроизоляции. Кроме этого, под полом можно сделать дренажную систему, и влага будет уходить в канализацию.

Следующий этап – армирование стен и возведение опалубки. Готовый каркас заливается бетоном. Залитые стены оставляют для просушки на две недели. После этого опалубка снимается (можно использовать повторно или найти применение в хозяйстве).

Обратите внимание!

Качественная гидроизоляция обеспечит защиту не только от влаги, но и от зимнего пучения.

Утепление смотровой ямы

Пользуясь гаражом круглогодично, имеет смысл провести в нем отопление. А чтобы яма прогревалась быстрее, а работать в ней было комфортнее, ее нужно утеплить. Для этого используют листы пенополистирола – они не пропускают влагу, долговечны и не подвержены плесени.

ЭППС закладывается между грунтом и изолирующей пленкой. Рекомендуемая толщина листов – от 6 см.

Вентиляция и освещение
Для защиты органов дыхания от выхлопных газов и сырости, необходимо оборудовать систему вентиляции. Эта часть работ производится только при строительстве гаража. После выравнивания пола и стен, в вырытую горизонтальную траншею монтируется пластиковая труба с диаметром более 10 см. Нижний конец должен идти вровень с дном, а выводной конец уходить в стену. Таким образом, будет обеспечен приток воздуха даже при закрытой крышке ямы.

Освещение ямы целесообразно располагать в нише, это экономит пространство. Монтаж освещения включает в себя следующие этапы:

  • Разметка;
  • Прокладка проводки в яме и к щитку (изолируйте провода в кабель-канале);
  • Установка тумблера и понижающего трансформатора (напряжение в цепи не должно быть больше 42 В);

Для освещения ямы лучше всего подходят светодиодные лампы, они имеют приятный свет и долгий срок службы.

Обустройство ямы – сложный и кропотливый процесс, но результат не заставит себя ждать. Ремонт автомобиля будет удобным и быстрым, а экономия – значительной.